Проверка аккомодации

Проверка аккомодации

Оценка аккомодации – является одним из исследований состояния глаз у ребенка, при котором определятся способность фокусироваться на предметах на разных расстояниях и четко их видеть. Глаза устроены таким образом, что могут фокусироваться только на одном расстоянии. Поэтому — поэтому при рассмотрении ближайших предметов – дальние будут выглядеть размытыми, и, наоборот, при фокусировке на дальние – размоются ближние. Когда ребенок смотрит на ближний объект, линза (хрусталик) в его глазу меняет форму, чтобы перенаправлять световые лучи на сетчатку (как в макрообъективе в зеркальной камере). Чтобы четко видеть вблизи, мышцам хрусталика требуются дополнительные усилия для поддержания четкого и четкого изображения в течение длительного периода времени. Когда цилиарная мышца сокращается, диаметр мышечного кольца уменьшается, что ослабляет напряжение и позволяет хрусталику становиться более сферическим. Таким образом, когда мышца сокращается, осевая толщина хрусталика увеличивается, ее диаметр уменьшается, а ее диоптрическая сила увеличивается, создавая аккомодацию. Когда ресничная мышца расслабляется, зональное напряжение увеличивается, хрусталик сплющивается, и диоптрическая сила хрусталика уменьшается. Аккомодация управляется парасимпатическими волокнами III пары черепных нервов – глазодвигательных.

Иногда дети с проблемами фокусировки очень быстро обнаруживают усталость глаз, и не могут долго фиксировать взгляд на ближних объектах. Когда это происходит, они видят объекты вблизи то четкими, то размытыми. От этого глаза их сильно устают, возникает слезотечение, чрезмерное моргание, напряжение глаз и головные боли. Некоторые дети могут избегать чтения, в то время как другие продолжат стараться изо всех сил, и могут держать книги очень близко при чтении. Проблемы с аккомодацией включают в себя:

  • недостаточную аккомодацию,
  • избыточную аккомодацию,
  • неточность аккомодации,
  • ложную близорукость (синдром усталых глаз),
  • парез и паралич аккомодации,
  • спазм аккомодации.

Какие признаки говорят о расстройстве аккомодации?

Аккомодация уменьшается с возрастом и может быть ухудшена воздействием некоторых лекарств, или являться следствием болезней. У подростков, как правило, объем аккомодации оценивается в 12–16 Д, в то время как у взрослых в возрасте 40 лет — 4–8 Д. После 50 лет аккомодация снижается до уровня менее 2 Д. Считается, что увеличение жесткости хрусталика с возрастом является основной причиной нарушения аккомодации (которое называется пресбиопией).

Ребенок с плохой аккомодацией:

  • держит вещи и книги очень близко перед глазами,
  • жалуется на расплывчатое зрение,
  • плохо понимает прочитанное,
  • говорит, что глаза устали,
  • в состоянии читать только в течение короткого времени,
  • при чтении жалуется на головную боль.

Как производится оценка резервов аккомодации?

Определение объёма аккомодации позволяет судить о функциональном состоянии глаз, и делать вывод о необходимости лечения.

При проксиметрии определяется дальняя и ближняя точки четкого видения (ясного зрения). Ребенок усаживается перед врачом и по очереди закрывает один глаз для проведения исследования на другом. Для определения   ближайшей точки зрения таблица с буквами приближается к лицу ребенка до тех пор, пока строчки не станут размытыми. Дальнейшая точка ясного зрения определяется расстоянием, с которого видна без коррекции десятая строчка таблицы Сивцова. Если ребенок не видит без очков десятую строчку таблицы, то используют корректирующую линзу для определения редуцированной дальнейшей точки. Затем все шаги повторяются для другого глаза. Все результаты фиксируются, а показатели высчитываются по формулам. Абсолютную аккомодацию определяют для каждого глаза, а относительную измеряют для двух глаз одновременно.

Запас относительной аккомодации определяют как положительную часть объема относительной аккомодации. Для его определения используют текст соответствующий остроте зрения таблицы для близи с расстояния расстоянии 33 см. Одновременно для двух глаз в условиях полной коррекции для дали линзами усиливают коррекцию с шагом 0,25 — 0,5 дптр до тех пор, пока ребенок может читать текст. Разница между корригирующей и подобранной линзой является запасом относительной аккомодации.

Также для определения ближних и дальних точек может использоваться прибор проксиметр, по которому по линейной шкале перемещается тест-объект из ближайшего положения к глазу, пока ребенок не увидит четкое изображение. Дальнюю точку определяют с использованием редуцирующих линз. 

При эргорафии записывают электрические импульсы, генерируемые ресничной мышцей при фокусировке глаз на перемещающихся объектах. Результаты представляются в виде кривых, по форме которых можно определить аккомодацию.

При аккодометрии используется автоматический прибор, записывающий аккомодационный ответ глаз на предъявление различных стимулов. Этот вид исследования позволяет оценить не только объем, но и динамические показатели, а также устойчивость аккомодации к напряжению и утомлению.   

Как подготовить ребенка к исследованию?

Специальной подготовки к исследованию не требуется. Ребенок должен уметь понимать речь, знать названия букв и уметь взаимодействовать с окружающими.