Очевидно, где-то в подсознании у нас укоренилось: ребенку нужно ходить в детский сад. Там он лучше будет развиваться, у него появятся друзья. Да и мама должна идти на работу. Словом, детский сад – это необходимость, без него не обойтись. Он – ступенька детства, без которой не обойтись.
Вот ребенок ходит в сад, день, второй, неделя… Только вы не рады почему то, а скорее озабочены. Ребенка не узнать, его как будто подменили, он стал другим, что-то с ним происходит. Почти разучился говорить, истерики, мокрые штанишки, ничего не ест, плохо спит, пуглив, боится даже своей тени. Не хочет ходить в сад, расстается с плачем, причитает, что его не любят. Он молит о помощи, да -да о помощи. Но зачем она ему, ведь все дети ходят в сад, многие пришли раньше, они смеются, играют. Ну а он. Все ждет маму.
Да, с ребенком что то происходит, он вдруг стал «развиваться назад». У него регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игр. Ребенок находится в состоянии сильного нервного напряжения, он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Стресс, ощущаемый малышом к детскому коллективу и стресс космонавта одинаковы. Присмотреться к ребенку, он здоровый или больной. Кажется ни то, ни другое. Он в «третьем состоянии». Но находиться в этом состоянии долго нельзя, он или заболеет или снова станет самим собой. Адаптация бывает легкой, а бывает тяжелой. В любом случае ребенку необходима помощь, прежде всего, родителей, воспитателей.
Отрицательные эмоции: они напоминают плен. Малыш подавлен, угнетен, безучастен, хнычет постоянно. У ребенка появляется страх. Он во всем ищет угрозу, его бросили. Вспыхивает гнев. Малыш, ранее был спокоен, теперь вспыхивает как спичка.
Противовес всему – положительные эмоции, они выключают отрицательные. Улыбка, смех – «лекарство». Дети очень эмоциональны и легко переключаются. Если вы заметили улыбку на лице малыша, то он выздоравливает, все будет хорошо.
Если действует другая схема: разлука – страх – стресс- срыв адаптации – болезнь.
Часто болеющие дети – проблема, которая существовала всегда и, наверное, еще долго будет существовать, к сожалению.
ЧБД – это социальная проблема, одна из основных причин больничных листов матерей, что нарушает экономический и психологический статус семьи.
Современная медицина утверждает: Проблемы детей дошкольного возраста – это проблемы их родителей. Если ребенок часто болеет, то причину болезней часто следует искать и устранять в семье.
Повышенная заболеваемость осложняет воспитание ребенка
Иногда заболевание ребенка могут являться и защитной реакцией на психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребенку плохо в детском саду или школе, то болезнь позволяет не ходить туда. Здоровье или нездоровье ребенка, как физическое, так и психическое, тесно связано со стилем родительского воспитания и зависит от характера внутрисемейных отношений. Часто родители переоценивают возможности и способности своих детей. Сверхзабота, тревога о здоровье, успехах, будущего своих детей также способствует заболеваемости. Для того, чтобы сохранить психическое и физическое здоровья детей необходимо поверить в уникальность ребенка, позволить ребенку быть самим собой, принимать его таким, какой он есть.
Важно понять, почему болеет ребенок, разобраться в причинах заболеваемости, как физиологических, так и психических. Устранив причину, мы поможем малышу быть здоровым, поможем избежать массы проблем, которые могут быть у ребенка в будущем. Только вместе, сообща можно помощь ребенку легче приспособиться к детскому коллективу. Надо добиться того, чтобы он сам хотел идти в детский сад, тогда он будет и болеть меньше. Правом ребенка, которое закреплено в законах РФ, является право быть вакцинированным, т.е. защищенным от инфекционных болезней. Часто родители считают, что у их ребенка нет риска заразиться инфекцией, против которой проводится прививка. Некоторые полагают, что есть и другие способы защиты от инфекции.
Но настолько эффективных, как прививки, нет. Многие боятся осложнений, которые, действительно, иногда могут возникнуть после прививки. Этот страх нужно преодолеть. Опасность осложнений и даже гибель ребенка от инфекции, против которой он привит, существенно выше, чем опасность нежелательной реакции на прививку. Бытует мнение, что прививать можно только здоровых, «крепких» детей. Их, конечно, нужно прививать, но в первую очередь вакцинации подлежат дети ослабленные, с хроническими заболеваниями, так как они наиболее тяжело переносят инфекционные заболевания. Важно проследить, чтобы у ребенка не было контактов с больными вирусными инфекциями и другими заразными болезнями за несколько дней до прививки и в течение 2 нед. после нее.
По возможности, в этот период времени лучше не посещать детский сад или школу. Нельзя делать прививки и сразу же отдавать ребенка в детское учреждение. Дети должны адаптироваться к новым условиям жизни. Обычно в период адаптации дети начинают болеть и невозможно довести вакцинацию до кона. Лучше сделать прививки за несколько месяцев до поступления в садик. В ДДУ крайне высокий уровень носительства инфекции (до 40% детей), что в свою очередь является одной из главных причин частой простудной заболеваемости у детей, посещающих или начинающих посещать детские сад.
Ребенок не баловень, не упрямец, и ничего не хочет сделать вам назло.
Помните ребенок это чудо, которое живет в вашей семье. Он ваша радуга, весь спектр вашей жизни, ваши мечты, надежды. Он личность. И он будет таким, каким сделает его ближайшее окружение.
Самое главное – личность воспитывается личностью. В дальнейшем этот тип воспитания они перенесут на своих детей, ведь недаром мальчики копируют своих отцов, девочки мам. Дети копируют нас, нам нужно больше требований предъявлять к себе.
Чудо мимолетно. Если досталось вам это чудо, то старайтесь его уберечь.
Следующие статьи — Частые вопросы