Песочная терапия

Игры с песком или песочная терапия активно используется при оказании психологической помощи детям. Игровое самовыражение, проявляющиеся при их вовлечении в игру с песком позволяют психотерапевту или психологу оценить детские модели поведения и содержание творческой игры, а также лучше построить терапевтические отношения. Изменяющаяся динамика песочной игры на каждом этапе терапевтического процесса показывает прогресс, достигнутый во время психотерапии. Дети во время сессий активно работают над символическим разрешением конфликтов, используя свою фантазию. Также песочная терапия стимулирует активность детей, позволяя им разыгрывать осмысленные сценарии и создавать структурированные ситуации с положительными результатами, придающим новое значение травматическим переживаниям.

Песочная терапия эффективна при широком спектре проблем:

  • страхи, фобические состояния
  • повышенная тревожность неясной этиологии
  • психосоматическая симптоматика, неврозы
  • гиперактивность
  • застенчивость
  • враждебность, состояния агрессии
  • беспокойство в кризисные моменты жизни — развод родителей, потеря близких, переезд, переход в другую школу
  • проблемы взаимоотношений со сверстниками, взрослыми (воспитателями, учителями), родителями
  • трудности в адаптации к посещению детского, сада, школы, школьная неуспеваемость, задержка психического развития
  • проблемы замкнутости, низкой самооценки и неуверенности ребёнка

В чем состоит польза песочной терапии для детей?

В психотерапии детей терапевтические подходы должны постоянно адаптироваться и приспосабливаться к собственному психическому темпу маленького пациента, включая и подтверждая его потребности, а также придерживаясь целей лечения. В этом процессе игра считается ключевой терапевтической деятельностью для детей, потому что она стимулирует общение и символизирует жизненный опыт с помощью невербальных методов выражения. Это особенно важно при работе с жертвами насилия, которым может быть трудно рассказать о своем травматическом опыте. Игра также способствует общему развитию и творчеству детей, обеспечивает безопасное и защищенное пространство, где дети могут экспериментировать с различными способами действия и понимания мира, а также формулировать и интегрировать травматичный опыт.

Символическая игра — это форма выражения ребенка, в которой понимание себя и реальности трансформируется с помощью символического языка, что позволяет детям вернуться к прошлому негативному опыту и взять его под контроль. Таким образом, ребенок может проиграть и переработать травматический опыт, используя принуждение к повторению события. Аспекты травм разыгрываются более прямым и менее образным образом, чем в типичных детских играх, и включают повторение определенного тревожного исхода. Тем не менее, когда дети берут на себя контроль над тем, как они переживают травматический опыт в безопасной и изолированной среде, они могут затем экстернализовать событие, переходя от пассивного позиции жертвы к активной позиции обретения контроля над ситуацией. В результате они могут разработать собственное мнение об опыте и придать ему новое значение. Используя песочные игры, дети могут экстернализировать конфликт, и взять под контроль свои негативные переживания, открывая возможность изобразить, манипулировать, изменять и разрушить грани перенесенного травмирующего опыта. Все это имеют решающее значение для успеха психотерапевтической работы.


Как проводится песочная терапия?

Терапия с песочными подносами, символическая игра, обычно применяется в клинических условиях. Здесь дети используют поднос с песком, чтобы создавать свои собственные фантастические миры. Используя различные фигурки (среди прочего, миниатюрные животные, люди и растения), дети изображают свое понимание мира и аспекты своей реальности, предоставляя клиницисту символическое представление своего внутреннего мира. Такой игровой подход предоставляет детям замкнутое и защищенное пространство, где они могут поделиться аспектами своего негативного жизненного опыта.

Во время песочной терапии терапевт обращает внимание, как на поведение, так и на содержание игры, что обеспечивает более глубокое понимание деятельности для дальнейшего анализа и терапевтического использования. Такие наблюдения могут включать в себя то, как дети обращаются с песком, количество используемых миниатюр, способы, которыми дети участвуют в игре, а также любые изменения или исправления, внесенные в игру. Контент относится к возникающим темам, разыгрываемым в мире фантазий, и любым связям между ними.

Песок играет важную роль на всех этапах лечения, особенно в развитии сюжета игры. Обычно дети демонстрируют четыре характерных игровых поведения: формирование, выливание, закапывание или прятаные и копание.

Сначала дети формируют песок, чтобы выровнять поверхность лотка с песком, который затем можно использовать для создания элементов, напоминающих их естественную среду или структуры, такие как насыпи или холмы. Насыпание песка — это в первую очередь сенсорная деятельность, которая отражает разные уровни интенсивности в зависимости от того, перемещается ли песок с силой или слегка разбрасывается. Дети могут частично или полностью закопать предметы или части тела (руки или пальцы) для того, чтобы позже их обнажить. Наконец, копание в песке позволяет участникам создавать небольшие борозды на песке руками или предметами, которые служат водными путями (лагуны, реки, океан), укрытиями или хранилищами или местами для захоронения павших солдат.

На более продвинутых этапах лечения изменения в поведении включают продолжительный контакт с объектами, интенсивность которого возрастает, когда участники дети грусть по одному из аспектов игры. Это может проявляться, например, в ссоре между двумя людьми в игре, которые угрожают друг другу, причиняют друг другу боль или проявляют беспокойство.

Чтобы создать свои собственные миры из песка, дети создают человеческие миниатюры, фантастических персонажей и животных разных размеров и видов с разными характерами, способностями и обязанностями. Чаще всего в играх создаются образы членов семьи (бабушки и дедушки, мужчины, женщины, подростки и маленькие дети), полицейские, солдаты. Кроме того нередко в играх участвуют животные или фантазийные персонажи, с особыми способностями для участия в боях (супергерои и маги, которые могут доминировать и контролировать других).

Что касается использования животных, дети используют в играх как диких, так и домашних животных, при этом каждый персонаж выполняет определенную функцию. Многие дети используют рептилий, особенно змей — угрожающий и опасный элемент игры. Точно так же включение мифологических существ, таких как драконы, которые играют важную роль в рассказах, также наводят на размышления, поскольку они олицетворяют как силу, так и зло.

Дополнительные особенности поведения во время игры с песком включают постоянный анализ контакта с песком. Когда дети расстраиваются, обращение с песком может служить механизмом контроля их эмоций, поскольку они разыгрывают конфликты в игре. Игра в песочнице также является способом дать детям сенсорный опыт, который способствует облегчению эмоций и расслаблению. Песок дает контрастирующий тактильный опыт, с помощью которого дети могут реинтегрироваться со своим собственным телом и испытать положительные и приятные ощущения, которые способствуют физическому и психологическому благополучию. Более того, это занятие позволяет детям свободно создавать и разрушать свои собственные творения, давая им чувство контроля, которое было у них отнято в результате травмы.

Как правило, на протяжении всего процесса лечения дети разрабатывают символическую игру, включающую сложные сюжетные линии, объединяющие аспекты реальности и фантазии. Здесь есть два основных режима игры. Первый включает в себя выбор и расстановку фигур в песочнице, пока сцена не будет завершена. Эти фигурки остаются в фиксированном положении на протяжении всей игры. Второй режим предполагает движение или действие, при этом развитие сюжетной линии сочетается с движениями. Здесь сцены активны и сопровождаются речью, эмоциональными реакциями и звуками.


Каким образом достигается терапевтический эффект?

В игре находят отражения все внутренние переживания ребенка, его представления о мире и том, какое он занимает в нем место. Дети никогда не играют «по пустякам», игра – это всегда очень серьезно, а сюжеты игр напрямую связаны с внутренним миром ребенка. Иногда это что-то вызывающее восторг, то, чем ребенок очарован. Он играет, чтобы найти в своей душе место этому сильному переживанию. И такие сюжеты повторяются неоднократно.

А бывает, что внутренний мир ребенка наполнен пугающими переживаниями, и тогда они выходят на арену, становятся смыслом игры. Тревожащие сознание элементы также оказываются в игровом поле. Задача психолога отметить такие элементы и поддержать ребенка в попытке найти новым событиям место в сознании.


Зачем это нужно? Почему нельзя просто поговорить с ребенком?

Дело в том, что уровень развития речи детей не всегда достаточен для того, чтобы обсуждать чувства. Даже у многих взрослых это вызывает большие затруднения! Поэтому просто поговорить о проблеме вряд ли получится. Детский психолог идет иным путем. Он организует для ребенка самое приятное действо – игру, в которой можно изъясняться не словами, а символами. Играя, ребенок раскрывается, открывает доступ к своим тайным переживаниям и страхам.


Насколько важно не опоздать с обращением к детскому психологу?

Психику ребенка можно сравнить с мягкой и пластичной глиной: сильные переживания способны оставлять в ней глубокие следы. Встреча с пугающими, болезненными фактами жизни запечатлевается как память о непреодолимых препятствиях и низком уровне собственных возможностей.

Как глина твердеет с течением времени, так и психика ребенка становится все менее восприимчивой к внешним воздействиям, что-то поменять становится все более сложно. И вот приходит период обжига – подростковый возраст. После него ранимость снижается, но и возможность воздействия со стороны взрослых уменьшается в разы. И здесь уже от самого ребенка потребуется осознание необходимости внутренней работы, его внимание и воля. Что для получившего слишком сильное переживание сознания очень непросто.

Психотерапевтом используется авторская методика на основе интерактивной песочной терапии.

Продолжительность сеанса от 30 до 60 мин. В целом, терапевтический эффект возможен уже после первого сеанса, но для большей эффективности рекомендуется курс 5-10 сеансов.

Первое занятие обычно является диагностическим, далее следуют этапы разворачивания внутренней проблемы и её разрешения.

Наш Центр располагает прекрасно оборудованным пространством для проведения песочной терапии. И что не менее важно, мы работаем с особым, очищенным, регулярно обрабатываемым песком.


Стоимость услуги в медицинском центре:

Занятия
Наименование услугиЦена
Индивидуальное занятие психолога с ребенком 3 600 руб.
Песочная терапия (занятие с педагогом-психологом) 2 400 руб.
Консультации
Наименование услугиЦена
Психолог, консультация online 3 500 руб.
Психолог, первичная консультация 3 600 руб.
Психолог, повторная консультация 3 600 руб.

Информация и цены, представленные на сайте, являются справочными и не являются публичной офертой. Услуги, указанные в Прейскуранте, могут быть оказаны в других медицинских центрах ГК «ВИРИЛИС». Просим Вас, заранее уточнять адрес и стоимость оказания услуг в круглосуточном контактном центре по телефону +7 (812) 331 17 74

15.03.2019