Нарушения аккомодации у детей

Аккомодационная дисфункция или нарушения аккомодации – это состояние, когда у ребенка наблюдаются проблемы с длительным удерживанием фокусировки глаз вблизи. Это не проблема зрения или рефракции, а скорее проблема приобретенного утомления, которая вызывает напряжение глаз и стресс при длительной работе с близлежащими объектами, чтением или работе на компьютере.

Что вызывает нарушения аккомодации?

Существует несколько основных причины развития дисфункции аккомодации:

  • Плохое общее состояние здоровья (синдром хронической усталости, инфекционные болезни)
  • Побочное действие некоторых лекарств. (Риталин, антигистаминные препараты и др.)
  • Высокая степень дальнозоркости или косоглазия (особенно эзотропия).
  • Сильный стресс из-за необходимости выполнять сложное задание.
  • Длительная работа с существенной зрительной нагрузкой (работа за компьютером, тонкое шитье и т. п.).

Какие симптомы при нарушенной аккомодации?

Симптомы, связанные с дисфункцией фокусировки глаз, обычно связаны с задачей, вызывающей стресс. Такие нарушения аккомодации проявляются следующими симптомами:

  • Покраснение глаз, боль в глазах, временное нечеткое зрение и /или головные боли.
  • Проблемы с поддержанием фокуса на близко расположенных объектах или избегание чтения, работы не компьютере.
  • Симптомы мушек или мерцания в глазах при работе на близком расстоянии, включая чтение или работу на компьютере.
  • Аномальная адаптация позы, например, наклон головы или перемещение экрана ближе.

Как лечатся нарушения аккомодации у детей?

1. Использование тренировочных линз для любой работы на близком расстоянии. Проблема при нарушениях аккомодации состоит не в том, не в том, что изображение постоянно размыто, а в том, что система фокусировки слишком усердно работает, чтобы сохранять четкость изображения, что вызывает значительную усталость мышц аккомодационного аппарата глаз. Тренировочные линзы помогают снять напряжение близкорасположенного фокуса. Чем больше их ребенок носит для работы, тем быстрее у него разовьется лучшая выносливость глаз для фокусировки на ближнем расстоянии. И это также означает, что ребенку потом не надо будет носить очки.

2. Упражнения для глаз сами по себе медленно развивает аккомодационную (фокусирующую) выносливость по той простой причине, что на каждые полчаса терапии, которая может проводиться в вечернее время, ребенок обычно проводят 5 или 6 часов «анти-терапии»: работы, вызывающей переутомление аккомодационного аппарата глаз.

Обычно тренировочные линзы необходимо носить при любой работе, включая работу за компьютером, чтение, работу в классе и т.п. Такие линзы не предназначены для использования на улице, просмотра телевизора или постоянного ношения. Такие линзы используются при работе с любыми объектами, которые находятся на расстоянии вытянутой руки. Большинству детей потребуются тренировочные очки на 12–18 месяцев. Затем потребность с них уменьшится или вовсе отпадет. Первоначально после первых 6 недель их использования потребуется контрольный осмотр офтальмолога. Если по прошествии этого времени изменений будет мало или совсем не будет, будет также рассмотрена возможность визуальной терапии, однако это бывает необходимо только примерно в трети случаев.

Визуальная терапия (тренировка глаз) требует 4-6 визитов к врачу, а между посещениями необходимо выполнять домашние занятия.

Это общие рекомендации по коррекции нарушений аккомодации у детей, и каждый отдельный случай будет нуждаться в индивидуальной оценке. Продолжительность лечения будет зависеть от состояния конкретного маленького пациента.