Логопедические занятия на логобатуте

Хотя идея использования батутов в специальном образовании существовала с 1950-х годов, только в 1970-х годах концепция Rebound Therapy была разработана физиотерапевтом Эдди Андерсоном, который работал с детьми с физическими недостатками и проблемами обучения. Батуты используется для улучшения моделей движений, развития и развития моторики, осознания тела, баланса, координации и общения. Это очень приятное занятие, которое с большим успехом используется в качестве междисциплинарного метода. Это веселое интерактивное занятие, которое может не только повлиять на физические функции ребенка, но также на его вовлечение, мотивацию, общение и сенсорную систему. Эти преимущества могут быть увеличены за счет использования игр, которые включают такие действия, как счет, работа в команде, издавание звуков, поиск определенных цветных карточек, идентификация изображений или цветов. Занятия на батуте обеспечивают состояние невесомости и осознание трехмерного движения в пространстве.

Включение движения и сенсорной деятельности в логопедию может помочь детям в обучении и может быть особенно полезным для детей с аутизмом или расстройством обработки сенсорной информации. Движение заставляет кровь циркулировать по всему телу, увеличивая прилив крови к мозгу. Лучшая оксигенация стимулирует работу мозга, что напрямую приводит к улучшению настроения, внимания и лучшей способности запоминать то, чему ребенка научили во время занятия. Движения во время обучения способствуют увеличению массы коры головного мозга, образованию большего количества нейронных связей и экспрессию генов для улучшения обучения и памяти. Поэтому дети, проявляющие большую физическую активность, обладают лучшим вниманием, имеют более высокую скорость когнитивной обработки и лучше выполняют задания.

Сенсорная и двигательная деятельность помогает мозгу фокусироваться, саморегулироваться, уменьшать отвлекающие факторы и создавать нейронные связи для изучения и сохранения информации. Движение в терапии побуждает ребенка полностью взаимодействовать с логопедом и одновременно получать удовольствие от обучения. Достижение поставленных языковых или речевых целей логопедии во время движения способствует лучшему закреплению навыков, за счет лучшей концентрации внимания и большего активного вовлечения в задачу. Даже предваряющая сеанс логотерапии физическая активность улучшает результаты занятий.


Логобатут и логопедия

Одной из популярных форм стимулирующей физической активности во время логопедических упражнений является батут или, как его называют, логобатут. Ребенка ставят на батут и просят прыгая, выполнять речевые задания. Например, можно попросить его прыгать и петь песню. Это забавное подкрепление занятий для детей, особенно тех, кто работает над базовым общением, смотрит в глаза или учится просить. Рядом с батутом может стоять доска, на которой пишутся текущие задания. Во время прыжков внимание ребенка максимально сконцентрировано, он практически не отвлекается, что позволяет лучше выполнять конкретное задание, не выходя из-под контроля логопеда.

Также батут оказывает успокаивающее действие на тех детей, кто борется с проблемами организации сенсорного ввода, например, на детей с расстройством сенсорной обработки. Прыжки помогают успокоить чрезмерно возбужденные чувства, позволяя ребенку лучше сосредоточиться на задаче и быть более доступным для обучения.


Чем еще занятия на батуте могут быть полезны ребенку?

Основные преимущества занятий с прыжками на батуте для детей:

1. Улучшение моторики. Прыжки на батуте помогают детям развить лучшую координацию и чувство равновесия. По мере того, как развиваются грубые моторные навыки, они также помогают и развитию мелкой моторики. Мелкая моторика включает навыки письма, приема пищи, завязывания шнурков на обуви, застегивания пуговиц и т.п.

2. Помощь сенсорным навыкам. У детей с расстройствами аутистического спектра может быть нарушена обратная связь между своим мозгом и телом. Физические движения всего тела вверх и вниз при прыжках на батуте – это отличный способ интегрировать сенсорную информацию с разумом. Кроме того, поскольку это весело и безопасно, дети не чувствуют давления со стороны родителей или терапевта, заставляющего их «выступать», что может привести к эмоциональной перегрузке.

3. Средство для снятия стресса и беспокойства. Самостимуляция в виде раскачивания или размахивания руками – известный способ успокоиться для детей с аутизмом. Но еще лучший способ – прыжки на батуте. Во время прыжков ребенок концентрируется на своем теле и ощущениях, что позволяет отвлечься от беспокойства.

4. Повторяющиеся движения, которые не мешают другим. Самостимуляция ребенка с аутизмом может раздражать окружающих. Такой ребенок может ходить кругами или повторять слова и фразы снова и снова. Это успокаивает его, но может нанести серьезный ущерб всем остальным членам семьи. Прыжки на батуте обеспечивают повторение, которое его успокоит, не беспокоя остальных членов семьи.

5. Это хорошее физическое упражнение. Прыжки на батуте – отличная тренировка для всего тела и хорошее кардио. Прыжки на батуте укрепляют мышцы, связки и сухожилия. Это также хорошо для осанки, повышает выносливость и баланс тела.

Занятия на батуте развивают и улучшают:

  • Силу конечностей
  • Умение считать
  • Терпение
  • Коммуникацию
  • Координацию
  • Независимость
  • Уверенность в себе
  • Мышечный тонус
  • Скорость реакции
  • Самооценку
  • Зрительный контакт
  • Расслабление
  • Свободу передвижения
  • Чувство достижения
  • Выносливость
  • Пространственное воображение
  • Осознание тела
  • Доверие и уверенность в тренере / помощнике
  • Распознавание цвета
  • Восприятие высоты и глубины

Как проходят занятия на батуте?

Для занятий требуется мини-батут или батут. Дети, участвующие в занятии, проверяются на точность мелкой моторики, ловкости рук, интеграции мелкой моторики, скорость и гибкость, баланс, двустороннюю координацию и силу, чтобы оценить способность безопасно прыгать на батуте. Двигательные навыки детей проверяются с помощью теста Бруининкса-Осерецкого.

Длительность курса может составлять 20-32 недели. Программа прыжков на батуте проводится по 45 минут в день. 45 минут разделены на три части: 5 минут, 25 минут и 5 минут.

Первые 5 минут — это не что иное, как разминка, когда ребенок прыгает и бегает, мобилизуя свои суставы. Вторая — это основная часть, где происходит собственно прыжки на батуте с выполнением логопедических заданий. Ребенок будет прыгать на батуте с помощью инструктора, чтобы не пораниться. На этом будет заметно, как с каждым прыжком ребенок становится все активнее, и все лучше может выполнять речевые задания.

Детям с ограниченными физическими возможностями, например, которые передвигаются в инвалидном кресле или не могут самостоятельно пользоваться батутом, будет помогать ассистент.


Противопоказания для занятий на батуте

Следующие состояния являются абсолютными противопоказаниями для терапии на батуте из-за высоких рисков для здоровья:

  1. Отслоение сетчатки — это заболевание возникает, когда сетчатка (тонкий слой в задней части глаза, отвечающий за обнаружение света) начинает отделяться от глазного яблока. Если это заболевание не лечить на ранней стадии, это может вызвать слепоту. Прыжки на батуте могут привести к полному отслоению сетчатки, что приведет к полной слепоте.
  2. Атлантоаксиальная нестабильность — заболевание, наблюдаемое у 10-40% детей с синдромом Дауна. Ослабленные связки – типичное явление для людей с синдромом Дауна, вызывающее расслабление суставов. Это может вызвать слабость в атланто-осевом суставе первого и второго шейных позвонков, прямо под черепом. Это делает людей, страдающих этим расстройством, склонными к соскальзыванию этих позвонков, что может вызвать повреждение головного мозга и паралич.
  3. Дети с ахондроплазией или другой генетической дисплазией скелета. Люди с ахондроплазией и некоторыми другими формами карликовости имеют выраженный поясничный лордоз и стеноз позвоночного канала. Эти два фактора увеличивают силу сотрясения позвоночника при ударе.
  4. Дети с несовершенным остеогенезом (болезнь хрупкости костей).

С осторожностью занятия на логобатуте назначают детям, страдающим:

  • Проблемами с сердцем или кровообращением
  • Синдромом Дауна
  • Головокружение
  • Укачиванием
  • Эпилепсией
  • Проблемами со спинным мозгом или шеей
  • Болезнями суставов
  • Грыжами
  • Гастроэзофагальным рефлюксом
  • Стрессовым недержанием мочи